lesnoybrodyaga (lesnoybrodyaga) wrote,
lesnoybrodyaga
lesnoybrodyaga

Category:

Гадкий утенок на птичьем дворе

Гарри Бардин снял анимационный мюзикл по сказке Андерсена. Прокатная судьба картины дала режиссеру почувствовать, каково это - быть не таким, как все

 
07.04.2011, 00:10





Широкая публика не знает, кто такой Гарри Бардин. Объяснять надо просто: "Летучий корабль" смотрели? Ну, там, где Водяной голосом Папанова распевает: "А мне лета-ать охота!" Так это Бардин снял".

Судьба любого аниматора: его фильмы на слуху, а имя не очень известно. Между тем Бардин - это "Золотая пальмовая ветвь" Каннского фестиваля, около шестидесяти международных призов и четыре "Ники". Бардин - это адресованные детской аудитории сказки "Достать до неба", "Приключения Хомы", три "Чучи". Это философские притчи "Конфликт", "Выкрутасы", "Адажио". Это политический триллер "Серый Волк энд Красная Шапочка" и патриотический блокбастер "Кот в сапогах".

Анимация - от французского "одушевление". Гарри Бардин умеет одушевить любой материал - пластилин, спички, проволоку, бумагу. Теперь вот перья в ход пошли. Премьера "Гадкого утенка" состоялась в августе прошлого года на фестивале в Локарно.

"Серая толпа не признает инаковых"

- Как возник жанр "Гадкого утенка"? Почему - мюзикл?

- Я сразу понял, что это будет музыкальный фильм. И возникла идея использовать балетную музыку Чайковского. Мне пришлось прослушать все произведения Петра Ильича, убедиться лишний раз, что он гений, а затем искать то, что лежит в русле моего замысла, и отсекать ненужное. Выяснилось, что мне нужны номера из "Лебединого озера" и "Щелкунчика". Тогда я позвал моего друга Сережу Анашкина, и он сделал аранжировку. Володя Спиваков согласился записать музыку при условии, что я не покорежу Чайковского. Я не покорежил гения, и Спиваков со своим оркестром сделал потрясающую запись. Юлий Ким сочинил на балетную музыку очень хорошие стихи. А Спиваков еще и вызвался озвучить какую-нибудь роль. Просил дать ему положительного персонажа, но положительных, кроме Гадкого утенка, в фильме нет, поэтому ему достался Петух.

- Ваш фильм попал в сегодняшнюю болевую точку, явно с таким прицелом и делался. Хотя, думаю, вряд ли вы верите, что с помощью мультипликации можно излечить общество от ксенофобии, научить его толерантности.

- Разумеется, я не настолько наивен. Но у меня есть фильм "Адажио", который во многом перекликается с "Гадким утенком". Это притча о серой толпе, которая не признает инаковых. Так вот, когда "Адажио" посмотрел Его Преосвященство митрополит Ювеналий, он попросил диск для себя и для Патриарха Алексия II. Я дал. Потом приходит письмо из Ватикана. Секретарь Иоанна Павла II пишет, что понтифик узнал о фильме "Адажио" и хотел бы его иметь в своей видеотеке. Через Фонд Сороса я отправил "Адажио" в Ватикан. Таким образом на уровне моего фильма произошла встреча двух иерархов. Хотя бы виртуально. Но я этим горжусь. Можно ли с помощью мультипликации изменить сознание? Я думаю, нет. Но найти своих единомышленников - можно.

 

"Государству должно быть не все равно, что смотрят дети"

- Анимация - затратное кино?

- Очень. Производство одной минуты фильма обходится в 8-9 тысяч долларов. Бюджет "Гадкого утенка" составил полтора миллиона долларов. А в Европе на такой фильм ушло бы не менее 25 миллионов евро.

- Я не стану спрашивать, окупилась ли картина в прокате, так как заранее знаю ответ. Анимация вообще ведь не окупается.

- Надо отдать должное министерству культуры. При его поддержке мы напечатали 117 копий, что по нынешним меркам немало. Но желаемой отдачи это не принесло. Потому что прокатчики ни копейки не вложили в рекламу.

- А телепроката не было?

- Первый канал молчит. На втором говорят: "Ваша картина - типичный арт-хаус, это не для широкого зрителя". Помимо прочего, продолжительность "Гадкого утенка" - 75 минут. Для телевидения показ моего фильма невыгоден, потому что по закону о СМИ детский фильм нельзя прерывать рекламой. А реклама для телевидения гораздо важнее и нужнее любого фильма. Чтобы быть увиденным зрителем, режиссеру анимационного кино сегодня необходимо снимать только полнометражные фильмы. А это глупо, потому что достоинство анимации в ее метафоричности, умении в коротком метре сказать очень многое, быть интересным, парадоксальным, философичным и т.д.

- Советская система проката, на ваш взгляд, была к анимации более милостива?

- Во-первых, действительно была система. Во-вторых, она была продуманной. В том числе и по отношению к анимации. Существовали специализированные детские кинотеатры "Баррикады", "Орленок", Малый зал "России". Там целенаправленно составлялись программы из коротких анимационных фильмов, которые шли с утра до вечера.

- А мультфильмы для взрослых?

- Они шли в тех же кинотеатрах. Наряду с российскими в сборник входили, к примеру, эстонские, украинские, армянские, грузинские мультфильмы. Сейчас этого нет. Нет и другого - телевизионной прокатной судьбы.

- Вы-то на детскую аудиторию тоже не очень работаете.

- А три "Чучи"? А "Летучий корабль"?

- Это давно было.

- Ну и что? Это же мое, я от этого не отрекаюсь. Тем более что "Чуча" была недавно.

- По вашему мнению, какова должна быть культурная политика государства в области анимации?

- Разумная. То есть с заботой о детстве. Продюсер и прокатчик о своем кармане позаботятся без участия государства, это у них хорошо получается. А вот государству должно быть не все равно, что смотрят дети. Но у государства, как выясняется, вкус не самый лучший. Если в нынешние времена Госпремию дают "Смешарикам" - раскрученному коммерческому проекту, и не замечают серьезных, значительных произведений, значит, что-то неладно у нас по части вкуса.

"Мы не умеем пользоваться свободой"

- Ваши мультфильмы пронизаны социальностью, иной раз и политикой. Не боитесь просчитаться? Обращение к злобе дня, к чему-то остросиюминутному - оно в отсутствии проката, мне кажется, может отомстить режиссеру. Пока зритель увидит картину, она уже утратит актуальность.

- Все зависит от качества произведения. Кто-то берется за работу с мыслью: "А сотворю-ка я нетленку", но получается однодневка. А кто-то, не претендуя на внимание потомков, снимает злободневное кино, но с таким запасом художественной прочности, что картина живет очень долго и не теряет своей актуальности.

- "Серый Волк энд Красная Шапочка", "Кот в сапогах" были сделаны вами в переломное для страны время. Вы их сегодня как оцениваете?

- "Серый Волк энд Красная Шапочка" рождался в эйфории перестройки, из обещаний Горбачева, что будет общеевропейский дом. Горбачев - как бы мой соавтор. Можно сказать, в "творческом содружестве" с ним я придумал ход: Красная Шапочка едет в Париж, где живет ее бабушка, которую уже рассекретил КГБ, и эту бабушку можно теперь безбоязненно упоминать в анкетах. У сказки был счастливый конец, созвучный тогдашним надеждам на всеобщее единение, долгожданную свободу, перемены во всем. А потом вышел "похмельный" фильм "Кот в сапогах", отразивший эпоху 90-х. Если Россия "Серого Волка энд Красной Шапочки" - мир с домиком, рельсами, горами, лесами, - этакая большая и широкая Родина, то Россия "Кота в сапогах" - огромное поле грязи, называемой землей русской. И если россияне перестроечного периода работали - пекли пирог бабушке, то мужики постперестроечного времени уже не видят в этом смысла. Они просто валяются в земле-грязи и пьют водку в ожидании гуманитарной помощи.

- Обвинения в русофобии вы тогда получили по полной?

- Разумеется, как же иначе. Были обижены и немцы - за то, что Людоед в моем фильме говорит по-немецки. А вот французы картину полюбили, хотя в ней я потешался над "Марсельезой". Но если бы "Кота в сапогах" я делал сегодня, он получился бы у меня еще более мрачным. "Кот в сапогах", вышедший в 95-м году, - это несбывшиеся надежды, обманутые ожидания. Сегодня этот фильм был бы проникнут еще и горьким пониманием, что свобода дается не только хорошим людям, но и плохим. И плохие в силу своей расторопности воспользовались свободой гораздо раньше хороших. Это вообще наша беда - мы не умеем пользоваться свободой. И неблагодарны за нее. Были неблагодарны Александру II, теперь неблагодарны Михаилу Сергеевичу Горбачеву. В этом смысле мы не изменились за 150 лет. Или бомбами забрасываем наших освободителей - как Александра II, или грязью - как Горбачева.

- У вас не возникло желания средствами анимации запечатлеть нынешнее время?

- В какой-то степени я это сделал в "Гадком утенке".

"Социальная анимация не востребована рынком"

- Ваш дебют в режиссуре пришелся на середину 70-х. В какой мере анимация была тогда подвержена цензуре?

- Она находилась как бы на обочине киноискусства. Что вовсе не означало ее свободу от цензуры. Эзопов язык, которым в советские времена пользовались многие люди искусства, вполне поддавался дешифровке, и поднаторевшие в своем ремесле цензоры легко обнаруживали "крамолу".

- Почему сегодня в России нет социальной анимации?

- Потому что ее некуда продать. Она не востребована рынком. Что такое рынок применительно к кино? Это флюгер зрительского интереса. Но если станем ориентироваться только на рынок, мы, как в том анекдоте, до мышей... доработаемся. Надо поднимать планку и воспитывать зрительский вкус. Ставка на усредненного потребителя усредненной же кинопродукции в конечном счете себя не оправдывает. Унификация искусства - беда нашего времени. Все подсажены на американскую и японскую мультипликацию, иногда качественную, а иногда не очень. Между тем есть замечательная японская мультипликация, но мы ее не видим. Видим то, что дешево, то, что хорошо продается. А то, что находится в ранге искусства, подчас проходит мимо нас. Вот мой ученик, Саша Петров, сделал фильм "Моя любовь". Я обожаю этот фильм. В его создании участвовал Первый канал, но часто ли мы видим "Мою любовь" по Первому каналу?

"Иногда материал притягивает к себе идею, а иногда наоборот"

- Почему в какой-то момент вы отошли от рисованной мультипликации и обратились к объемной?

- Когда придумался "Конфликт", я понял, что в рисованной мультипликации его делать нельзя, надо только в объеме. Это должны быть настоящие спички, тогда будет сочувствие им - гнущимся, ломающимся, боящимся огня... Хотелось показать хрупкость человеческой жизни, ее сгораемость.

- У вас выбор материала диктуется замыслом или наоборот?

- По-разному бывает. Скажем, в фильме "Брак" мне нужна была веревка как метафора супружеских уз. Здесь в выборе материала я шел от замысла. А когда мне захотелось в качестве материала использовать оригами, я стал искать идею. Так появилось бумажное "Адажио".

"Я люблю ручной труд"

- Кто ваш зритель?

- Умный человек. С сердцем. С чувством юмора - потому что без юмора в России делать нечего.

- Сколько лет этому зрителю?

- Он не имеет определенного возраста. Не стоит недооценивать детей, они многое понимают.

- Как этот зритель принял "Гадкого утенка"?

- Поначалу разочарованно. Судя по первым откликам в блогах, от меня ждали 3D, хотя я этого не обещал.

- Как вы, кстати, относитесь к новым форматам в анимации?

- Сдержанно. Я люблю ручной труд. В компьютерной анимации пытаются имитировать материал, а я его даю в натуральном виде. Если на экране дерево, то это дерево и есть. Если это перо, то перо. Я не делаю под дерево или под перо. Люблю настоящее. Между прочим, 3D - не для всякого зрителя: очень много людей страдают астигматизмом.

"Настоящий художник - он всегда "гадкий утенок"

- В свое время студия Уолта Диснея предложила вам сделать сериал, а вы отказались. Почему?

- В материальном плане это было соблазнительное предложение, а в творческом - нет. Впрягшись в сериал, я бы никогда не сделал того, что сделал начиная с 92-го года, - "Кота в сапогах", три "Чучи", "Адажио", "Гадкого утенка". Что примечательно, ни один из этих фильмов не получил награды на всероссийском анимационном фестивале в Суздале. Это насчет цены успеха.

- На международные фестивали ваши фильмы берут постоянно, а на отечественные - нечасто?

- Да, как-то так получается.

- Почему?

- Не знаю. Но мне грех жаловаться. У меня четыре "Ники", каннская "Золотая пальмовая ветвь" и Государственная премия, которую я получал из рук Бориса Николаевича Ельцина, чем горжусь.

- Сценарии своих фильмов вы, как правило, пишете сами. В чем специфика анимационной драматургии?

- Требуется парадоксальность мышления. Способность все вещи и явления рассматривать под совершенно необычным углом зрения. Умение найти тот ракурс, который обывателю никогда и в голову не придет.

- Вы себя ощущаете "гадким утенком"?

- Я думаю, каждый человек в свое время проходит через этот этап. Тем более - настоящий художник. Он всегда "гадкий утенок" или "белая ворона".

"Хорошо воспитались, ребята!"

В 1991 году Гарри Бардин ушел с "Союзмультфильма" и создал свою студию "Стайер". Когда от московских властей было получено помещение, началось производство фильмов, на студию пожаловали рэкетиры. "Я ждал их прихода, и они пришли, - рассказывает режиссер. - Заявились два амбала в мой кабинет и начали приказывать: "Сейф открыть, документы на стол". А я им говорю: "Вы вообще-то в помещении, поэтому для начала снимите шапки. И потом, вы видели, куда пришли? Это киностудия, мы делаем мультфильмы". И тут один другому говорит: "То-то, Лех, я гляжу, рожа у него знакомая. А какие мультфильмы делаешь?" Ну, я и назвал им первое, что вспомнил: "Летучий корабль". Бандюганы засияли и говорят: "Да мы на ваших мультиках воспитывались!" Я им на это сказал: "Хорошо воспитались, ребята!" А потом устроил им экскурсию по студии. Уходя, они спросили: "А можно мы своих детей приведем на экскурсию?" Тут я не выдержал: "Как, вы еще и размножаетесь?!"



http://www.rg.ru/2011/04/07/bardin.html


Tags: рг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments