lesnoybrodyaga (lesnoybrodyaga) wrote,
lesnoybrodyaga
lesnoybrodyaga

Categories:

Мультфильм "Пластилиновая ворона" отмечает юбилей




 
29.03.2011, 00:02
Григорий Гладков: Когда я был в Америке, то узнал, что половина мировых шлягеров записывается именно так - в подвалах, на чердаках. Фото: Васенин Виктор
Григорий Гладков: Когда я был в Америке, то узнал, что половина мировых шлягеров записывается именно так - в подвалах, на чердаках. Фото: Васенин Виктор



Знаменитый мультфильм "Пластилиновая ворона" в эти дни отмечает 30-летний юбилей. Эта пластилиновая сказка была сродни революции в отечественной мультипликации. И приняли ее на "бис". Песню про ворону распевала не только ребятня, но и взрослые. Эзоповские басни ведь всегда современны. Музыку к картине написал композитор Григорий Гладков, который рассказал "Российской газете":



- Мультфильм "Пластилиновая ворона" состоит из трех песен. Это "Песня о картинах" на стихи Александра Кушнера, "Игра" на стихи Овсея Дриза в переводе Романа Сефа, и песни "А может быть" на стихи Эдуарда Успенского. Последняя песенка как раз самая известная.
Российская газета: Какова история вашего участия в этом мульфильме?
Григорий Гладков: Я познакомился с начинающими Александром Татарским и Игорем Ковалевым в Коктебеле на пляже. Я загорал, а они ко мне подошли и рассказали, что им очень понравилась моя песня "О картинах". Я жил тогда в Ленинграде, а они в Киеве. На самодельном станке из рентгеновского аппарата они сделали мультстанок и снимали мультфильмы по рисункам киевских детей. Там же они и сделали мультфильм "О картинах" на стихи Александра Кушнера, который, кстати, впоследствии стал первым лауреатом премии "Поэт России", а вдвоем с ним мы стали лауреатами премии имени Корнея Ивановича Чуковского. Эту работу увидел Эдуард Успенский и пригласил ребят в Москву. Они переехали и перетянули меня из Питера.

"Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется - Пейзаж!"

РГ: Наибольший успех достался песенке про ворону?
Гладков: Да. Потому что весь фильм был вылеплен из пластилина. Александр Татарский хотел, чтобы эта песня была песней-капустником. Текст песни - пересказ басни Крылова о вороне и лисице, но сюжет Крылов взял у француза Лафонтена, а последний - у грека Эзопа. И в музыке поэтому много музыкальных цитат.
РГ: А кто озвучивал?
Гладков: Озвучили "Пластилиновую ворону" ведущие "Радионяни" - Лев Шимелов и Александр Левенбук. Песню о картинах спел я сам. А "Игру" спел Леонид Броневой с мальчиком - Алексеем Птицыным. Хотя сначала мы планировали в "Игре" голос Утесова, и даже нашли актера Арнольда Гумницкого, который мог петь его голосом и работал с таким номером на эстраде. Но худсовет эту нашу шутку запретил. Когда этот мультфильм увидел председатель Гостелерадио Лапин, а это был страшный человек для работающих на телевидении, он позвонил и стал кричать в трубку: "Кто это сделал? Вы соображаете, что наделали. В советском мультфильме поет группенфюрер СС, руководитель гестапо Мюллер!" Дело в том, что в то же время на телевизионных экранах с громадным успехом шел фильм "Семнадцать мгновений весны". И эти идиоты из художественного совета, а по-другому их не назовёшь, здорово постарадали, и они тысячу раз пожалели, что не разрешили спеть Арнольду Гумницкому. А ведь мультфильм назывался "Игра" и мы там играли во многое, в том числе и в Утёсова, в ту эпоху. Жаль, что сломали наш замысел.
РГ: Долго делали мультик?
Гладков: Фильм делали очень быстро, хотя пластилиновая техника была внове. Все лепилось из пластилина, ломалось, снималось по кадрам. А пленку пускали наоборот. Мы так торопились, что Александр Татарский в одном месте чуть-чуть засветил пленку. Он боялся, что заметят и по этой причине технического брака мультфильм положат на полку. Поэтому он приготовил очень смешной короткий анекдот. Когда во время просмотра стал подходить этот момент, он быстро рассказал эту историю членам худсовета, все отвернулись от экрана, захохотали, и таким образом не увидели засвеченную дырку. Но потом критики сочли кусочек засвеченной пленки одной из гениальных находок и фишек Александра Татарского. А первый сюжет был снят просто: на самодельном станке, фонограмму писали на магнитофоне "Маяк-203" в Ленинграде, в квартире на улице Восстания, по которой в 1917 году восставшие бежали брать Зимний дворец. Уже позже, когда я был в Америке, узнал, что половина мировых шлягеров записывается именно так - в подвалах, на чердаках. Урок всемогущему шоу-бизнесу. Петр Налич и "Пластилиновая ворона" - птицы одного гнезда. Хорошая художественная самодеятельность, которая почеловечнее, почестнее и, несмотря на простые слагаемые, профессиональнее.
РГ: Но ведь фильм положили на полку?
Гладков: Но спас его Эльдар Рязанов. Редакторы отнесли и показали Эльдару Александровичу, и работа ему очень понравилась. Александр Татарский вылепил Рязанова из пластилина, когда тот представлял мульфильм. И это был культурологический шок. Мы проснулись знаменитыми. И хотя мультфильму уже 30 лет - песни из него продолжают жить. "Пластилиновую ворону" спел Хор Михаила Турецкого, сыграли панки и рокеры, есть варианты в стилях "кантри" и "диксиленд". А недавно на музыку "Пластилиновой вороны" положили стихи Олега Митяева.

"Изгиб гитары желтой,

А может и не желтой,

А может не гитары,

А может не изгиб".



http://www.rg.ru/2011/03/29/gladkov.html



 

Tags: рг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments