lesnoybrodyaga (lesnoybrodyaga) wrote,
lesnoybrodyaga
lesnoybrodyaga

Category:

для бесстыжих:

valery_kichin

"Сериал «Чернобыль» берет не выдающимися художественными достижениями, а тем, что впервые устроил миру наглядный ликбез, шаг за шагом показав истоки катастрофы, ее ход и - главное - роль в ее возникновении политических институтов. Не только советских – любых. Потому что паутина лжи в равной степени окутала мировую политику, сделав ее непроницаемым для критического взгляда коконом и ставя планету на грань новых катастроф.

Поэтому реалистический, основанный на документах и очень трудный для просмотра фильм стал таким актуальным и в рейтинге перекрыл рекорды страшилок-сказочек наподобие «Игр престолов». Если хотите, это «Нюрнбергский процесс» нового времени.

Поэтому такими бесстыжими выглядят попытки записных пропагандистов толковать о какой-то «русофобии» этого фильма. Нам нужно быть благодарными создателям картины за огромное сочувствие и уважение, с которым они показали героизм наших людей, в сущности, предотвративших гораздо более страшные последствия для всего мира. Так уже было в фильме Кэтрин Бигелоу «К-19» о катастрофе с советской атомной подлодкой, который у нас тоже пытались клеймить за «клевету», глупо и даже преступно отталкивая искренне протянутую нам руку.

Огромное большинство зрителей - профаны в области ядерной физики и воспринимают факты и тезисы фильма как данность. Видно, какая серьезная работа была проделана создателями картины по внедрению в сложнейший материал, чтобы получилось вот такое подобие научного детектива, шаг за шагом расследующего ход чернобыльской катастрофы. Поэтому единственная критика фильма, которую можно было бы воспринять всерьез, - это столь же серьезное опровержение научных данных, на которых он строится. Но, если я ничего не пропустил, никаких таких опровержений от специалистов не последовало.

Последовали обвинения в неточностях некоторых деталей. Хотя и здесь даже критики фильма отмечают добросовестность авторов в воссоздании аутентичной обстановки, деталей быта и даже - самое трудное, но безукоризненно выполненное – соответствие типажей актеров нашим родным представлениям о славянском типе: да, это наши ребята! Хоть и говорят по-английски – а как бы вы хотели?!

Да, есть следы художественной фантазии. «Иван Грозный убивает своего сына» в кремлевских коридорах. Невнятный задохлик вместо хорошо откормленного советского министра – в сцене с шахтерами. Есть эпизоды, напоминающие, что перед нами не документальный, а художественный фильм, где авторы имеют право и обязанность выстроить повествование сообразно своей художественной задаче, концентрируя наш взгляд на ведущей теме фильма. Особенно это чувствуется в заключительной серии картины, которая потому и действует так мощно, что драматургически выстроена безукоризненно, не давая ни на секунду отвлечься и заставляя зрительские мозги работать так же напряженно.

Но говорить о какой-либо вампуке или «клюкве» в данном случае было бы бесстыдством. В любом нашем патриотическом «Т-34» оскорбительной для истории вампуки в десятки раз больше. Мы все с горечью понимаем, что ничего подобного фильму «Чернобыль» наше кино сегодня создать не способно – оно будет постоянно оглядываться на вышестоящие инстанции, опасаться оскорбить чьи-то чувства, и потому постарается не показывать страшные последствия для людей, зато отыграется на сценах с собаками, заставив их умирать на экране в страшных мучениях. Это важный момент: при том, что смотреть «Чернобыль» мучительно тяжело (мы каждый миг сознаем, что это не выдумка, не сказка, а быль, свершившаяся рядом с нами), фильм предельно тактичен в показе страшного. Он требует от зрителей определенного мужества смотреть в глаза страшной реальности, позволяя себе необходимую дозу натурализма, но четко знает, где заканчиваются зрительские возможности, и те же сцены с расстрелом животных дает не через конвульсии собак и кошек, а через глаза поразительного актера.

Фильм НВО – несомненно, огромное событие. И то, что он заставил нас всех мысленно вернуться в конец 80-х, обсуждать катастрофу и ее последствия, заново – а для многих впервые – осознать хрупкость шарика, которым мы так легкомысленно жонглируем, - по-моему, самое важное, что произошло в кинематографе и в общественной жизни нового века. Важное для всего мира, но особенно – для России.


https://valery-kichin.livejournal.com/622883.html
Tags: Кичин, кино, репосты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments